ФКПОУ ФСИН России ПУ №226




Результаты самообследования

Федерального казенного профессионального

образовательного учреждения № 226

Приложение

к приказу от 16.05.2017

№ 10

Кодекс этики и служебного поведения работников

ФКП Образовательного учреждения № 226

1. Общие положения

1.1.     В Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении № 226 Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Учреждение) действует антикоррупционная политика, разработанная и утвержденная в соответствии с положениями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08.11.2013.

1.2.  Антикоррупционная политика направлена на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Учреждения.

1.3. Основными целями внедрения в Учреждении Антикоррупционной политики являются:

минимизация риска вовлечения Учреждения, его руководства и работников в коррупционную деятельность;

формирование у работников Учреждения независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики Учреждения о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;

обобщение и разъяснение основных требований законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции, применяемых в Учреждении.

2. Используемые в политике понятия и определения

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Учреждение вступает в договорные отношения.

Взятка – получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебную полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных оумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Личная заинтересованность – под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

3. Область применения политики и круг лиц, подпадающих под ее действие

3.1.     Основным кругом лиц, подпадающих под действие политики, являются работники Учреждения, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.

3.2.     Положения настоящей Антикоррупционной политики могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми Учреждение вступает в договорные отношения, в случае если это закреплено в договорах, заключаемых Учреждением с такими лицами.

4.  Должностные лица Учреждения, ответственные

за реализацию антикоррупционной политики

4.1.  Директор Учреждения является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Учреждении.

4.2.  Директор Учреждения исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры Учреждения назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики.

5.   Обязанности работников Учреждения, связанные с предупреждением и противодействием коррупции

5.1.  Все работники вне зависимости от должности и стажа работы в Учреждении должны:

руководствоваться положениями настоящей политики и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования;

воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Учреждения;

воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Учреждения;

незамедлительно информировать непосредственного начальника (лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики), руководство Учреждения о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

незамедлительно информировать непосредственного начальника (лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики), руководство Учреждения о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами;

сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

участвовать в коллегиальных обсуждениях вопросов Антикоррупционной политики.

6. Ответственность работников за несоблюдение требований антикоррупционной политики

6.1. Учреждение и все его работники должны соблюдать нормы антикоррупционного законодательства Российской Федерации, в том числе Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3.

6.2. Все работники Учреждения вне зависимости от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящей антикоррупционной политики.

6.3. Лица, виновные в нарушении требований настоящей политики, могут быть привлечены к мерам юридической ответственности.


Результаты самообследования

Федерального казенного профессионального

                                                                                 образовательного учреждения № 226

На основании приказа директора Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 226 ФСИН от 28.12.2016 № 27, в период с 9.01.2017 по 31.03.2017 проводилось комиссионное обследование состояния работы учреждения за 2016-2017 учебный год.

В ходе самообследования был проведен анализ организационно-распорядительной, учебно-программной, учебно-методической документации; проведены контрольные срезы (тесты), направленные на определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся и проанализированы их результаты; проведен анализ материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, кадрового состава педагогических работников.

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и система управления

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 226 Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФКП ОУ № 226) расположено по адресу: 414057, Астраханская область, г. Астрахань,             ул. Рождественского, 6, на территории Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний РФ по Астраханской области.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 1035-Б/С от 11.02.2014 (бессрочная).

Свидетельство о государственной аккредитации № 2365 от 20.06.2016.

ОГРН: 1023000852720

ИНН/КПП: 3017019855/302501001

Учредителем учреждения является ФСИН России, оперативное управление учреждением осуществляет УФСИН России по Астраханской области.

ФКП ОУ № 226 является образовательной организацией, имеющей право в соответствии с уставом и лицензией на осуществление:

-           среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих;

-           профессионального обучения;

-           дополнительного профессионального образования.

В своей деятельности ФКП ОУ № 226 руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом, Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ФКП ОУ № 226, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 12.11.2013 № 652, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.05.2013 г. № 67 «Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы», иными распорядительными документами и собственными локальными актами.

Деятельность образовательного учреждения позволяет с достаточной эффективностью обеспечивать организацию обучения, ведение учебно-воспитательного процесса и методического сопровождения программ.

Непосредственное управление деятельностью образовательного учреждения осуществляет директор, назначенный на должность Управлением ФСИН России по Астраханской области (приказ от 22.03.2010 № 4-к). Учебная деятельность и организация методической и воспитательной работы координируется заместителем директора по учебно-производственной работе совместно с председателем методической комиссии.

Структура управления образовательного учреждения представлена Педагогическим советом, Советом трудового коллектива.

В образовательном учреждении работает методическая комиссия, действующая на основании Положения о методической комиссии образовательного учреждения, утвержденного приказом директора.

На основании решений педагогического совета и методической комиссии издаются распорядительные акты (приказы директора), исполнение которых рассматривается на инструктивно-производственных совещаниях.

В учреждении ежегодно разрабатывается и утверждается план работы ФКП ОУ № 226 на год. В соответствии с планом работы организованы текущий и итоговый административный контроль за учебным процессом. Ход и результаты выполнения годового плана рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методической комиссии, на инструктивно-производственных совещаниях.

Взаимодействие уровней управления регламентируется рядом положений, организационно-распорядительных документов и осуществляется в соответствии с решениями педагогического совета, инструктивно-производственных совещаний. Функциональные обязанности каждого звена определены в должностных инструкциях.

Делопроизводство учреждения организовано в соответствии с действующими требованиями. Осуществляется регистрация и хранение входящей и исходящей документации, надлежащее ведение и архивное хранение личных дел сотрудников, документов строгой отчетности, остальной документации согласно номенклатуре дел образовательного учреждения.

Вывод: Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и система управления ФКП ОУ № 226 позволяют реализовывать возложенные на организацию функции. Работа строится на действующих в данный момент в РФ нормативно-правовых документах. Локальные нормативные акты учреждения регламентируют все направления деятельности и не противоречат законодательству РФ.

2.  Структура подготовки квалифицированных рабочих

Главными задачами образовательного учреждения являются обеспечение эффективности выбранных форм профориентационной работы и создание необходимых условий (совместно с исправительным учреждением) для получения профессиональной подготовки осужденными (приоритетно из числа не имеющих профессии) конкретной специальности соответствующего уровня квалификации. Количественные показатели приема обучающихся позволяют сделать вывод о сохранении интереса со стороны осужденных к предлагаемым ФКП ОУ № 226 программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Контингент обучающихся формируется исключительно из числа осужденных. Приказ о направлении на обучение в образовательное учреждение издает начальник исправительного учреждения. На основании данного приказа издается приказ директора ФКП ОУ № 226 о зачислении осужденных на обучение. Оформление обучающихся производится в Книге приказов и Поименной книге.

Программы профессионального обучения

осужденных в ФКП ОУ № 226

п/п

Код

Наименование

профессии

Диапазон тарифных разрядов

Срок обучения

Присваиваемый квалификационный разряд

1

2

3

4

5

6

1.      

15643

Оператор котельной

2-6

5 мес.

Оператор

котельной 3 р.

2.      

18511

Слесарь по ремонту автомобилей

1-7

5 мес.

Слесарь по ремонту      автомобилей 2 р.

3.      

18590

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

2-8

5 мес.

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2 р.

4.      

18880

Столяр строительный

2-6

5 мес.

Столяр

строительный 3 р.

5.      

19149

Токарь

2-8

5 мес.

Токарь 2 р.

6.      

19203

Тракторист

2-6

5 мес.

Тракторист 3 р.

7.      

19601

Швея

2-6

5 мес.

Швея 2 р.

8.      

18559

Слесарь-ремонтник

2-8

5 мес.

Слесарь-ремонтник 2 р.

9.      

15.01.05

Сварщик

2-6

10 мес.

Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом 3 р.

Сравнительный анализ результатов учебного процесса

Профессии

Выпуск

уч-ся

Итоги выпускных экзаменов

Присвоен

установл.

разряд

Разряд

выше

установл.

Разряд

ниже

установл.

Сдали на оценки

Сред-

ний

балл

«5»

«4»

«3»

Слесарь по ремонту автомобилей

54

54

0

0

10

27

17

4,0

Сварщик

28

20

7

1

9

19

0

4,3

Столяр строительный

54

54

0

0

8

37

9

4,0

Электромонтер по ремонту и обслужив. электрооборудования

54

54

0

0

18

19

17

4,0

Токарь

28

28

0

0

3

20

5

3,9

Оператор котельной

25

25

0

0

8

9

8

4,0

Швея

45

45

0

0

11

20

14

3,9

Тракторист

29

29

0

0

8

15

6

4,1

Слесарь-ремонтник

19

19

0

0

2

13

4

3,9

ИТОГО

2015-2016

учебный год

План - 324

Вып. - 336

(103,7 %)

328

(97,6 %)

7

(2,1 %)

1

(0,3 %)

77

(22,9 %)

179

(53,3 %)

80

(23,8 %)

4,0

2014-2015

учебный год

план – 270

вып. – 295

(109.3 %)

295

(100 %)

0

0

69

(23,4 %)

177

(60,0 %)

49

(16,6 %)

4,1

2013-2014

учебный год

план – 260

вып. – 288

(110 ,8%)

286 (99,3%)

2

(0,7 %)

0

99

(34,4 %)

154

(53,5 %)

35

(12,2 %)

4,2

2012-2013

учебный год

план – 260

вып. – 271

(104,2 %)

271

(100 %)

0

0

90

(33 %)

129

(48 %)

52

(19 %)

4,1

Формирование   контингента обучающихся   проводится   в   соответствии   с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», а также ежегодно утверждаемым планом приема. Профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в образовательном учреждении учитывает особенности спецконтингента, а именно: их социальную адаптацию к изменившимся условиям жизни; требования работодателей при подготовке качественных кадров.

Вывод: при наборе для подготовки квалифицированных рабочих предпочтение отдается лицам, не имеющим профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении или после освобождения из него. Существующая система подготовки рабочих соответствует структуре и содержанию учебных программных документов и позволяет реализовать потребности осужденных в получении качественного профессионального обучения.

3. Cодержание подготовки квалифицированных рабочих.

Структура и содержание представленных к экспертизе

образовательных программ

Подготовка квалифицированных рабочих ведется на основании учебных планов, разработанных в соответствии с указанием ФСИН России от 20.07.2016 № 04-41349.

Структура и содержание представленной к экспертизе документации составляют:

-          федеральный государственный образовательный стандарт по направлению (профессии);

-          учебные планы по профессиям;

-          рабочие программы дисциплин и предметов учебного плана;

-          программы практик;

-          тематика выпускных квалификационных работ;

-          тематика выпускных письменных работ;

-        фонды контрольно-оценочных средств;

-        другая учебно-нормативная документаця.

Рабочие учебные планы (далее – РУП) имеются по всем преподаваемым профессиям. Структура действующих РУП, перечень, объем и последовательность изучения дисциплин, виды учебных занятий, соотношение между промежуточными и итоговыми аттестациями соответствуют установленным требованиям по срокам реализации и по содержанию.

Структура РУП включает в себя блоки гуманитарных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин в соответствии с указанием ФСИН России от 20.07.2016 № 04-41349. Отклонений от рекомендованного объема часов по блокам дисциплин нет. По всем дисциплинам учебных планов в наличии учебные программы, рассмотренные и утвержденные на заседании методической комиссии. Преподаватели ежегодно пересматривают содержание рабочих программ и оценочных средств в целях их актуализации. Программы доступны, хранятся в бумажном и электронном вариантах. Реализация программ обеспечивается учебной, учебно-методической литературой и программно-информационным обеспечением.

Продолжительность теоретического обучения, практик, итоговой аттестации соответствует отведенному времени согласно утвержденным учебным планам.

По каждой профессии разработаны и реализуются рабочие программы практик. Выпускные квалификационные работы выполняются в пределах часов, отводимых на данные виды занятий.

По всем профессиям разработаны комплекты учебно-методической документации, обеспечивающей комплексное методическое обеспечение (КМО). Вся документация рассмотрена и одобрена методической комиссией.

Вывод: комплексное методическое обеспечение учебного процесса в ФКП ОУ № 226 соответствует установленным требованиям и содержит необходимый перечень учебно-нормативной документации.

4. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

Библиотека ФКП ОУ № 226 осуществляет следующие виды деятельности:

обеспечивает образовательный процесс учебной литературой;

оказывает помощь при подборе материалов для написания выпускных письменных экзаменационных работ, докладов, сообщений по учебным предметам и методическим вопросам.

Комплектование библиотечного фонда производится в соответствии с перечнем изучаемых в учреждении дисциплин по каждой подготавливаемой профессии.

С целью обеспечения образовательного процесса дополнительными источниками информации библиотека располагает методическими материалами, подготовленными педагогами, в том числе обзорами положительного опыта работы и планами проведения открытых уроков. Методическое сопровождение образовательного процесса в ФКП ОУ № 226 организовано с применением информационных компьютерных технологий. Большинство учебных кабинетов оборудованы видеопроекторами и программными обучающими информационными ресурсами (учебные материалы, оценочные средства и т.д.).

Результаты учебно-методической работы преподавателей ФКП ОУ №226 показывают, что:

-                   100% педагогов систематически занимаются учебно-методическим обеспечением образовательного процесса;

-                   отмечается качественный уровень подготовленных методических и учебных материалов;

-                   имеются положительные результаты касательно повышения профессионализма преподавателей.

Вывод: обеспечение образовательного процесса основной учебной и учебно-методической литературой ФКП ОУ № 226 соответствует требованиям, предъявляемым к организации качественного учебного процесса.

Проводится систематическая работа по компьютеризации учебного процесса.

Методическое обеспечение учебных дисциплин соответствует нормативным требованиям.

5. Организация учебного процесса

Содержание и организация образовательного процесса ФКП ОУ № 226 регламентируется разработанными учебными планами и расписанием учебных занятий по каждой профессии.

Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается согласно плану начала и окончания занятий на год. Продолжительность уроков теоретического и производственного обучения составляет 45 минут, перерыв между уроками – 10 минут. Доля теоретических занятий в учебном плане составляет 40 %, практических – 60 %. При прохождении предвыпускной производственной практики во время итоговой аттестации обучающиеся ориентированы на овладение практическими навыками и умениями будущей профессиональной деятельности. Таким образом, образовательный процесс характеризуется компетентностно-ориентированной направленностью.

Среднесписочная численность обучающихся в учебной группе составляет 25 человек. Повседневное руководство учебной и воспитательной работой осуществляется мастерами производственного обучения, закрепленными за всеми учебными группами приказами директора ФКП ОУ № 226.

Расписание учебных занятий регулирует работу, определяет эффективность работы образовательной организации и организует оптимальные условия деятельности педагогов и коллектива обучающихся. Расписание учебных занятий составляется согласно утвержденным учебным планам. Расписание предусматривает непрерывность образовательного процесса в течение дня и равномерное распределение учебной нагрузки обучающихся и педагогов в течение недели.

При составлении расписания учитываются требования ФГОС, санитарно-гигиенические нормы, сложность учебных дисциплин. Дисциплины учебного плана в пределах рабочего дня и по дням недели обеспечивают педагогически обоснованную постановку преподавания и равномерное распределение работы обучающихся над учебным материалом. Для предупреждения утомляемости обучающихся в течение дня в расписании учебные дисциплины разного уровня сложности чередуются, в течение недели занятия по одной и той же дисциплине распределяются равномерно. При распределении учебных занятий по дням недели учитывается целесообразное чередование различных методов работы.

Расписание занятий разрабатывается заместителем директора по учебно-производственной работе и утверждается директором ФКП ОУ № 226.

Педагогами используются активные формы обучения: дискуссионные, методы моделирования, творческие задания; элементы проблемного обучения и пр. Современные методы обучения направлены на повышение качества подготовки у обучающихся творческих способностей и самостоятельности. Преподавателями разработана и активно используется система тестовых и контрольных заданий по преподаваемым дисциплинам.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с установленными требованиями по времени проведения и по содержанию работ. Результаты анализируются на заседаниях МК и педагогического совета.

Оценка качества подготовки квалифицированных рабочих, уровня соответствия выпускников требованиям рынка труда проводится на этапе итоговой аттестации выпускников. Итоговая аттестация обучающихся проводится на основании утвержденного Положения об аттестации. Ежегодно рассматривается методической комиссией и утверждается содержание аттестационной документации. Педагогический совет определяет и утверждает списочный состав выпускников, допускаемых к аттестации. Администрацией учреждения разрабатываются и утверждаются составы аттестационных комиссий, консультантов, рецензентов и руководителей выпускных работ, графики проведения промежуточных и итоговых аттестаций. В составы аттестационных комиссий входят представители УФСИН России по Астраханской области, исправительной колонии, образовательного учреждения.

Основными критериями оценки качества усвоения изучаемого материала по учебным дисциплинам являются: выполнение обучающимися всего объема учебных и практических занятий; умение использовать полученные знания в практической деятельности по профилю профессии.

Результаты итоговой аттестации выпускников рассматриваются на ежегодном подведении итогов работы ФКП ОУ № 226. При этом особое внимание уделяется выявленным в ходе итоговой аттестации проблемам качества подготовки выпускников, предпринимаются меры по их устранению.

Порядок заполнения сводных ведомостей, экзаменационных протоколов выпуска обучающихся соответствует предъявляемым требованиям.

Вывод: организация учебного процесса по подготовке квалифицированных рабочих соответствует уровню, необходимому для реализации функций, возложенных на образовательную организацию. Курсы теории, производственное обучение и производственная практика позволяют отрабатывать все необходимые виды профессиональной деятельности, включенные в квалификационные характеристики по преподаваемым профессиям

.

6. Качество подготовки квалифицированных рабочих

Прием и выпуск обучающихся осуществляются в соответствии с контрольными цифрами, ежегодно утверждаемыми УФСИН России по Астраханской области.

В 2015-2016 учебном году обучающиеся успешно прошли итоговую аттестацию за учебный год, сдали выпускной квалификационный экзамен.

По профессиям:

Код

Наименование программы

Уровень (ступень) направлен- ности

Квалификации (ступени), присваиваемые по завершении образования

Нормативный срок освоения

Кол-во обучающихся

1.  

15643

Оператор котельной

Профессиональное обучение

Оператор котельной 1-3 р.

5 мес.

3 р. – 25 чел.

2.  

18511

Слесарь по ремонту автомобилей

Профессиональное обучение

Слесарь по ремонту автомобилей            1-2 р.

10 мес.

2 р. – 54 чел.

3.  

18590

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Профессиональное обучение

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования                1-2 р.

10 мес.

2 р. – 54 чел.

4.  

18880

Столяр строительный

Профессиональное обучение

Столяр строительный                             1-3 р.

10 мес.

3 р. – 54 чел.

5.  

19149

Токарь

Профессиональное обучение

Токарь                          1-2 р.

10 мес.

2 р. – 28 чел.

6.  

19203

Тракторист

Профессиональное обучение

Тракторист                       1-3 р.

5 мес.

3 р. – 29 чел.

7.  

19601

Швея

Профессиональное обучение

Швея                                       1-2 р.

5 мес.

2 р. – 45 чел.

8.  

15.01.05

Сварщик

Среднее профессиональное образование

Электросварщик ручной сварки        3-4 р.

10 мес.

3 р. – 20 чел. 4 р. – 7 чел.


В ходе самообследования были проведены контрольные срезы знаний обучающихся (теоретическое и производственное обучение). Результаты контрольных срезов:

п/п

Профессия

Средний коэффициент усвоения

Теоретическое обучение

Производственное обучение

1.      

Сварщик

0,82

0,84

2.      

Слесарь по ремонту автомобилей

0,80

0,84

3.      

Столяр строительный

0,84

0,81

4.      

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

0,82

0,82

5.      

Слесарь-ремонтник

0,80

0,80

6.      

Швея

0,80

0,85

Общий показатель

0,81

0,83

Показатели по блокам общепрофессиональных и специальных дисциплин характеризуются хорошим уровнем усвоения учебного материала. В целом, уровень знаний обучающихся по результатам текущего и промежуточного контроля соответствует требованиям.

При разработке учебно-планирующей документации преподаватели планируют различные формы самостоятельной работы. Готовятся самостоятельные задания по образцу (задания на сравнения, сопоставления, анализ; решение типовых задач по алгоритму; отбор и систематизация учебного материала и др.) творческие самостоятельные задания (самостоятельное сопоставление различных подходов, взглядов на определенную ситуацию; перенос знаний в новые ситуации, приводящие к получению новой информации; высказывание собственных суждений, оценок на основе анализа ситуаций, явлений, информации).

Системная и целенаправленная организация всех видов производственной практики обусловила достаточный уровень качества реализации теоретических знаний в практическую деятельность обучающихся, о чем свидетельствуют результаты учебных практик.

Производственная практика обучающихся проводится в мастерских, а также на базовом предприятии ФКУ ИК-6. Уровень подготовки выпускников по результатам производственной практики соответствует предъявляемым требованиям.

При итоговой аттестации проводятся:

-                   выполнение выпускной практической квалификационной работы;

-                   защита выпускной письменной квалификационной работы;

-                   сдача итогового квалификационного экзамена.

Защита выпускной квалификационной работы является обязательным испытанием и имеет своей целью:

-                   систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по соответствующей профессии, а также формирование навыков применения этих знаний при решении конкретных профессиональных задач;

-                   развитие навыков самостоятельной работы.

Выбор тем письменных экзаменационных работ осуществляется с учетом интересов и возможностей обучающегося, практического опыта работы обучающегося и преподавателя. Письменная работа позволяет углубить, обобщить и систематизировать основные теоретические положения учебной дисциплины (комплекса учебных дисциплин), совершенствовать умения самостоятельной работы, развить необходимые для конкретной профессии умения и навыки. Выпускная квалификационная работа является видом итоговых аттестационных испытаний.

В ходе самообследования проведен анализ выполненных и представленных к защите выпускных квалификационных работ по всем профессиям. Комиссия отмечает, что темы ВКР актуальны, соответствуют требованиям нормативных документов. Значительная часть ВКР может быть использована в образовательном процессе в качестве методических пособий и разработок для обучающихся и педагогов образовательного учреждения.

За 2015-2016 учебный год ФКП ОУ № 226 подготовило 336 квалифицированных рабочих по рабочим профессиям при плане выпуска 324 чел (2014-2015 уч. год – 295 чел. при плане 270 чел., 2013-2014 уч. год – 288 чел. при плане 260 чел.). Ожидаемый выпуск 2016-2017 учебного года – 360 чел. при плане 324 чел..

Вывод: качество подготовки выпускников по профессии находится на требуемом уровне, о чем свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестации, результаты предвыпускной производственной практики и выпускных квалификационных работ.

7. Воспитательная работа

Воспитательная работа с обучающимися осужденными имеет свою специфику. Основной целью является привитие им сознательного отношения к труду, профессионального интереса к выбранным профессиям, уверенности в реализации полученных знаний и умений на производстве учреждения и после освобождения.

Между ФКП ОУ № 226 и ФКУ ИК-6 осуществляется постоянное взаимодействие по вопросам профессионального обучения спецконтингента. Издаются соответствующие приказы, заключаются договоры. Ежегодно утверждается и отрабатывается в полном объеме план совместных мероприятий. В основе плана лежит мотивирование осужденных на получение профессии, востребованной на рынке труда, а также совместный контроль за личностными изменениями осужденных в результате совместно проводимой социально-адаптационной работы. Основные задачи – это социальная адаптация (осознанное формирование социально-приемлемого образа жизни); профессиональная адаптация (профессиональное самоопределение); дидактическая адаптация (умение учиться); направленность личности на здоровый образ жизни.

Организация воспитательного процесса с обучающимися осуществляется через работу руководства образовательной организации, мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин, закрепленных на отрядами осужденных ФКУ ИК-6 и за учебными группами ФКП ОУ № 226. Педагогические работники ФКП ОУ ИК-6 входят в составы членов советов воспитательной работы с осужденными. Отрабатываются совместные вопросы организации воспитательной работы в учебных группах с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся, проблемы успеваемости и посещаемости учебных занятий. Мастерами групп ведутся дневники наблюдений за обучающимися. Проводятся коллективные мероприятия, в том числе «Недели профессии», конкурсы «Лучший по профессии», оформляются тематические стенгазеты и презентации по профессии.

Коллектив педагогов работает над сохранением в учебном заведении благоприятной воспитательной среды, целенаправленно создается атмосфера выбора, увеличивается количество и улучшается качество проводимых воспитательных мероприятий.

Вывод: Система организации воспитательной работы с осужденными соответствует задачам формирования личности рабочего в изменившихся условиях жизни и их социальной адаптации после освобождения, применяя полученную квалификацию.


                                                                                  8. Кадровое обеспечение образовательного процесса
                                                                                                           Кадровый состав учреждения

Фамилия

Имя

Отчество

Должность

Образование,

наименование УЗ

Год       окон-  

чания

Профессия                   по диплому

Пед. стаж

(лет)

Катего-

рия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Горемыкин

Дмитрий

Павлович

Директор

Высшее

Астраханский государственный педагогический институт

1983

Учитель физики и математики

32

-

2

Цепковский

Олег

Юрьевич

Зам. директора

по УПР

Высшее

Астраханский государственный педагогический институт

1989

Учитель английского и немецкого языков

25

-

3

Ходжаева

Русалина

Гафуровна

Главный

бухгалтер

Высшее

Казанский институт финансов, экономики и информатики

2017

Бухгалтер

-

-

4

Павлова

Елена

Георгиевна

Секретарь

учебной части

Среднее профессиональное

Астраханский морской рыбопромышленный техникум

1981

Техник-плановик

-

-

5

Солохин

Евгений

Николаевич

Преподаватель

спецдисциплин

Высшее

Астраханский государственный педагогический институт

1970

Преподаватель математики

46

Высш.

6

Усатинский

Михаил

Ильич

Преподаватель

спецдисциплин

Высшее

Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО

1975

Инженер по эксплуатации автоматизированных систем управления

45

-

7

Чуваткин

Степан

Николаевич

Преподаватель

спецдисциплин

Высшее

Саратовский сельскохозяйственный институт

1985

Ученый агроном

50

-

8

Алимжанов

Муратбек

Хатимович

Мастер произв. обучения

Среднее профессиональное

Саратовский техникум железнодорожного транспорта

1977

Техник-электромеханик

20

-

9

Волосов

Степан

Вячеславович

Мастер произв. обучения

Высшее

Саратовский государственный социально-экономический

университет

2008

Экономист

16

-

10

Дуйсалиев

Амангильды

Измуратович

Мастер произв. обучения

Среднее профессиональное

Астраханский технический колледж

2007

Техник

14

1

12

Лужнов

Дмитрий

Вячеславович

Мастер произв. обучения

Высшее

Астраханский государственный педагогический институт

2005

Педагог-психолог

19

-

13

Махмудов

Рифхат

Камилевич

Мастер произв. обучения

Высшее

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Профессионально-техническое

училище № 11

2015

1995

Юрист

Столяр строительный

Плотник

17

-

14

Проститов

Владимир

Николаевич

Мастер произв. обучения

Среднее профессиональное

Профессионально-техническое

училище № 12

1981

Электросварщик ручной сварки

42

1

15

Рублевский

Петр

Николаевич

Мастер произв. обучения

Высшее

Астраханский государственный технический институт рыбной промышленности и хозяйства

1977

Инженер-механик

39

1

16

Смола

Юрий

Александрович

Мастер произв. обучения

Среднее профессиональное

Профессионально-техническое

училище № 35

1972

Токарь

36

-

17

Филимонов

Максим

Александрович

Мастер произв. обучения

Среднее профессиональное

Астраханский государственный колледж профессиональных технологий

2002

Мастер производственного обучения

11

-


Педагогическую деятельность в образовательной организации осуществляют директор, 9 мастеров производственного обучения и 3 преподавателя. Имеют высшую квалификационную категорию 1 чел., первую категорию – 3 чел..

Одним из стратегических направлений деятельности администрации ФКП ОУ № 226 является постоянное повышение профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения через различные формы работы и на плановой основе. Проводится регулярное повышение квалификации преподавателей. Методическая комиссия организует мероприятия по самообразованию педагогических работников, ход данной работы рассматривается на заседаниях комиссии ежемесячно. В различных формах (лекции, актуальные доклады, посещение открытых занятий и др.) обсуждаются современные эффективные технологии ведения учебного процесса, развитие компетентностных сторон личности педагога и учащегося; комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин; планирование и организация деятельности учебных кабинетов и мастерских.

Согласно требованиям квалификационных характеристик должностей работников образования (приказ Минздрава и соцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 Н) 6 мастеров производственного обучения и 1 преподаватель спецдисциплин прошли дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика»; директор образовательного учреждения и его заместитель по УПР получили дополнительное профессиональное образование по направлению «Менеджмент в образовании».

Вывод: кадровый состав преподавателей и мастеров производственного обучения стабилен и работоспособен. Работа по реализации основного направления деятельности «Формирование компетентного специалиста на рынке труда» организована на плановой основе, принимаются меры по повышению эффективности и результативности работы каждого педагога.

9. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Общая площадь зданий, помещений, переданных колонией образовательному учреждению в безвозмездное пользование, составляет 1115 кв.м. на территории промышленной зоны. В перечень помещений входят 5 учебных кабинетов, 7 учебных мастерских, гараж.

Имеется двухэтажный основной учебный корпус. На первом этаже расположены токарная учебная мастерская, слесарная учебная мастерская, столярная учебная мастерская, автослесарная учебная мастерская, складское помещение, санузел для преподавателей. На втором этаже расположены кабинет директора учебного учреждения, кабинет заместителя директора по УПР, учительская, 5 кабинетов, библиотека. Отдельно расположены швейная учебная мастерская, электросварочная учебная мастерская, учебная электромастерская, гараж для учебной тракторной техники.

На внешней режимной территории колонии находится служебное помещение ФКП ОУ № 226, где располагаются главный бухгалтер и секретарь учебной части.

Учебное заведение оснащено учебным оборудованием, техническими средствами обучения, наглядными пособиями и дидактическими материалами.

Условия обучения и состояние пожарной безопасности объектов для организации учебно-воспитательного процесса соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности.

Вывод: Состояние материально-технической базы образовательного учреждения соответствуют требованиям, предъявляемым к комплексному обеспечению учебного процесса и жизнедеятельности образовательной организации.

Федеральное казенное профессиональное образовательное

учреждение № 226 Федеральной службы исполнения наказаний

Рассмотрено

педагогическим советом

ФКП ОУ № 226

Протокол от «19» июня 2017

№ 55

Утверждено приказом ФКП ОУ № 226

от «19» июня 2017

№ 12

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации профессионального образования для инвалидов

и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении № 226

1. Общие положения

Настоящее Положение разработано на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Положение разработано в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования либо профессионального обучения, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся.

Положение ориентировано на решение следующих задач:

- создание в образовательной организации условий, необходимых для получения среднего профессионального образования либо профессионального обучения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации;

- повышение уровня доступности среднего профессионального образования либо профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение качества среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды.

Положение предусматривает разработку адаптированных образовательных программ (АОП). АОП содержит комплекс учебно-методической документации, включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, иных компонентов, определяет объем и содержание образования по профессии, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности.

2. Используемые термины, определения, сокращения

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования – программа подготовки квалифицированных рабочих, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптационная дисциплина – это элемент адаптированной образовательной программы, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Специальные условия для получения образования – условия обучения и воспитания обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательной организации, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

СПО – среднее профессиональное образование.

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.

ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

3. Порядок разработки адаптированной образовательной программы

Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается ФКП Образовательным учреждением № 226 самостоятельно на основе соответствующих ФГОС СПО и в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа может быть разработана как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося.

Адаптированная образовательная программа может быть разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.).

Для разработки адаптированной образовательной программы рекомендуется привлекать специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопереводчика, тифлопереводчика.

Адаптация образовательных программ осуществляется с учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Особое внимание при проектировании содержания адаптированной образовательной программы следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья будут осваивать содержание образования.

Зачисление на обучение по адаптированной образовательной программе осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или поступающего с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Также возможен перевод обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на адаптированную образовательную программу в процессе обучения.

Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

Численность обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек (Пункт 43 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464).

Реализация адаптированной образовательной программы может осуществляться с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием электронного обучения.

Рекомендуется устанавливать нормативные затраты на получение среднего профессионального образования с учетом специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (Часть 2 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Адаптированные образовательные программы ФКП Образовательного учреждения № 226 должны быть размещены на официальном сайте УФСИН России по Астраханской области.

4. Структура адаптированной образовательной программы

Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин. Перечень дисциплин адаптационного учебного цикла определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся.

При этом все учебные циклы и разделы реализуются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в объемах, установленных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности.

Адаптированная образовательная программа (ППКРС) представлена следующими разделами:

1. Общие положения.

1.1. Нормативные правовые основы разработки адаптированной образовательной программы.

1.2. Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы.

1.3. Требования к абитуриенту.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы.

2.1. Область и объекты профессиональной деятельности.

2.2. Виды деятельности и компетенции.

3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.

3.1. Учебный план.

3.2. Календарный учебный график.

3.3. Рабочие программы учебных дисциплин общепрофессионального цикла.

3.4. Рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла.

3.4. Программы учебной и производственной практик.

3.5. Рабочие программы дисциплин адаптационного учебного цикла.

3.6. Программа государственной итоговой аттестации по СПО.

4. Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной программы.

4.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся.

4.2. Организация государственной итоговой аттестации выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

5. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

5.1. Кадровое обеспечение.

5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение.

5.3. Материально-техническое обеспечение.

5.4. Требования к организации практики обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

5.5. Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная организация вправе самостоятельно сформировать перечень разделов или дополнить данный перечень другими разделами.

5. Требования к поступающему

Инвалид при поступлении на адаптированную образовательную программу должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида с рекомендацией об обучении по данной профессии, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на адаптированную образовательную программу должно предъявить заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной профессии, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения.

6. Виды деятельности и компетенции

По окончании обучения выпускники инвалиды и выпускники с ограниченными возможностями здоровья должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС СПО видов деятельности. Вводить какие-либо дифференциации и ограничения в адаптированных образовательных программах в отношении профессиональной деятельности выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья не допускается.

7. Учебный план

Учебный план определяет качественные и количественные характеристики адаптированной образовательной программы: объемные параметры учебной нагрузки в целом и по семестрам; перечень дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); последовательность изучения дисциплин и профессиональных модулей; виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и проведения государственной итоговой аттестации.

Учебный план для реализации адаптированной образовательной программы разрабатывается на основе примерного учебного плана и предусматривает добавление адаптационных дисциплин (адаптационный учебный цикл), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и профессиональных компетенций.

Дисциплины, относящиеся к обязательной части учебных циклов, учебной и производственных практик, являются обязательными для освоения всеми обучающимися, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Не допускается изъятие каких-либо дисциплин или модулей, практик и процедур итоговой аттестации из числа обязательных в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Объемы вариативной части учебных циклов адаптированной образовательной программы, определенные в ФГОС СПО необходимо реализовывать в полном объеме и использовать:

- на реализацию адаптационного учебного цикла;

- на увеличение часов дисциплин и модулей обязательной части;

- на введение новых элементов ППКРС (дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей).

8. Календарный учебный график

В календарном учебном графике указывается последовательность реализации адаптированной образовательной программы, включая теоретическое обучение, в том числе адаптационные дисциплины, практики, промежуточные и государственную итоговую аттестации, каникулы.

9. Рабочие программы

Для адаптированной образовательной программы:

- Рабочие программы учебных дисциплин общепрофессионального цикла.

- Рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла.

- Программы учебной и производственной практик.

- Рабочие программы дисциплин адаптационного учебного цикла.

- Программа государственной итоговой аттестации по СПО.

Необходимо предусмотреть специальные требования к условиям реализации АОП:

- оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами ограничений здоровья;

- информационное обеспечение обучения, включающее предоставление учебных материалов в различных формах;

- формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны быть адаптированы для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендуется устанавливать особый порядок и формы освоения дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть занятия по поддержанию здоровья и здорового образа жизни. В программе дисциплины должны быть прописаны специальные требования к спортивной базе, обеспечивающие доступность и безопасность занятий. Преподаватели дисциплины должны иметь соответствующую подготовку для занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Группы для занятий физической культурой рекомендуется формировать в зависимости от видов нарушений здоровья (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания).

Рабочие программы адаптационных дисциплин составляются в том же формате, что и все рабочие программы других дисциплин.

10. Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной программы

10.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Их рекомендуется доводить до сведения обучающихся в начале обучения.

Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе быстроты выполнения) и т.д. Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей.

10.2. Организация государственной итоговой аттестации выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Государственная итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по профессии СПО, является обязательной и осуществляется после освоения адаптированной образовательной программы в полном объеме.

Государственная итоговая аттестация выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 № 968).

Выпускники не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации. В специальные условия могут входить: предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на языке Брайля), использование услуг ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), использование специальных технических средств, предоставление перерыва для лекарств и др.

Для проведения государственной итоговой аттестации разрабатывается программа, определяющая требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к процедуре ее защиты.

Образовательная организация определяет требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Процедура защиты выпускной квалификационной работы для выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.

11. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями

11.1. Кадровое обеспечение.

В образовательной организации утверждается кадровый состав и основные функции специалистов, привлекаемых к реализации адаптированной образовательной программы. Данная категория педагогических работников обязана проходить регулярное повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса.

К реализации адаптированной образовательной программы привлекаются психологи, специалисты по специальным техническим средствам обучения, а также при необходимости сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики.

11.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение.

Адаптированная образовательная программа должна быть обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии.

Доступ к информационным и библиографическим ресурсам для каждого обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья должен быть обеспечен предоставлением ему не менее чем одного учебного издания по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья комплектация библиотечного фонда осуществляется изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов.

11.3. Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение реализации адаптированной образовательной программы должно отвечать не только общим требованиям, определенным в ФГОС СПО по профессии, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения образовательного процесса каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможности здоровья должна быть отражена специфика требований к доступной среде, в том числе:

- организации безбарьерной архитектурной среды образовательной организации;

- организации рабочего места обучающегося;

- техническим средствам общего и специального назначения.

Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории должны быть оснащены учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья.

11.4. Требования к организации практики обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Практика является обязательным разделом адаптированной образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.

Для адаптированной образовательной программы реализуются все виды практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по профессии.

Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики определяются образовательной организацией самостоятельно.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

При определении мест прохождения учебной и производственных практик обучающимся инвалидом образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

При необходимости для прохождения практики инвалидами создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства труда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

11.5. Развитие социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

- Сопровождение учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (организационно-педагогическое, психологическое, профилактическое, социальное и др.).

- Возможности участия обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в конкурсах профессионального мастерства.

12. Формы и варианты организации профессионально гообразования инвалидов и лиц с ОВЗ

Образование обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по усмотрению образовательной организации может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

Рекомендуются следующие варианты реализации адаптированных образовательных программ:

- обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья учится в инклюзивной группе, изучая тот же самый набор дисциплин и в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся. В этом случае адаптированная образовательная программа направлена на создание специальных условий для реализации его особых образовательных потребностей;

- обучающиеся инвалиды или обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья учатся в отдельной группе в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся, или увеличенные сроки обучения. В этом случае в адаптированную образовательную программу вводятся адаптационные дисциплины, а также обеспечиваются специальные условия для реализации их особых образовательных потребностей;

- обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья обучается по индивидуальному учебному плану. В этом случае предусматриваются специальные условия для реализации его особых образовательных потребностей.

Вариант реализации адаптированной образовательной программы для конкретного обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья определяется образовательной организацией в соответствии с рекомендациями, данными по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, а также специальными условиями, созданными в образовательной организации.

Реализация адаптированной образовательной программы в обязательном порядке должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые включают в себя как общие условия для всех обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так и специфические условия для конкретных категорий лиц с различными нарушениями здоровья и обеспечивать реализацию их особых образовательных потребностей.

К реализации адаптированной образовательной программы рекомендуется привлекать психологов, социальных педагогов, специалистов по специальным техническим средствам обучения, а также при необходимости сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков.

Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. Необходимо предусмотреть для них обязательное прохождение профессиональной переподготовки или повышение квалификации в области технологий инклюзивного образования, специальной педагогики или специальной психологии.

Для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания модулей, для дополнительных индивидуальных консультаций и занятий с обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется привлекать преподавателей, владеющих предметом и являющихся ассистентом преподавателя по изучаемому курсу (или обучающихся, хорошо знающих предмет).

Рекомендуется уделять внимание индивидуальной работе преподавателя с обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем, мастером производственного обучения: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету становятся важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению контакта между преподавателем (мастером производственного обучения) и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе таких консультаций снимается много вопросов, связанных с индивидуальным темпом освоения учебного материала этой категории обучающихся. При наличии в учебных группах обучающихся инвалидов или обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо отводить больше времени на индивидуальную работу с этими обучающимися, так как у них есть четко обозначенный запрос на индивидуальную работу, которую можно было бы назвать воспитательно-психологической. Такой запрос является формой поиска эмоциональной социальной поддержки, тогда как запрос на консультации по предмету – формой поиска инструментальной социальной поддержки.

Адаптированная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и учебно-методическими комплексами по всем дисциплинам. Содержание каждой из дисциплин (курсов, модулей) рекомендуется размещать на официальном сайте.

При проведении учебных занятий рекомендуется использование мультимедийных комплексов и учебных пособий, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они должны быть обеспечены печатными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом;

- в форме электронного документа;

- в форме аудиофайла;

- в печатной форме на языке Брайля;

для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме;

- в форме электронного документа;

для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме;

- в форме электронного документа;

- в форме аудиофайла;

для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.

Данный перечень может быть дополнен и конкретизирован образовательной организацией.

Создание безбарьерной среды в образовательной организации должно учитывать потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Это включает обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания, наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений, системы сигнализации и оповещения для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендуется оборудование специальных учебных мест в кабинетах, учебных мастерских, библиотеке и иных помещениях в образовательной организации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В каждом помещении, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется предусматривать соответствующее количество мест для таких обучающихся.

Учебная аудитория, в которой обучаются лица с нарушением слуха, должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, экран).

Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра. Обучение лиц с нарушениями зрения предполагает использование брайлевской компьютерной техники, электронных луп, программ невизуального доступа к информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть передвижные, регулируемые парты с источником питания для индивидуальных технических средств, обеспечивающие реализацию эргономических принципов.

При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимися инвалидами образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для практики обучающихся инвалидов осуществляется индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности. Специальные рабочие места для прохождения практики инвалидами оснащаются с учетом их нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию).

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, поступая на учебу и имея при этом свой специфический индивидуальный опыт, отличный от других сверстников, зачастую во многом дезадаптированы, что является препятствием для успешного и полноценного освоения ими необходимых компетенций наравне с другими обучающимися.

Профессиональное образование обеспечивает вхождение обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья во множество разнообразных социальных взаимодействий, что создает и расширяет базу для адаптации. Развиваются общественные навыки, коллективизм, организаторские способности, умение налаживать контакты и сотрудничать с разными людьми. Формируется мировоззрение и гражданская позиция.

Важным фактором социальной адаптации является индивидуальная поддержка обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая носит название «сопровождение». Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами, имеет предупреждающий характер и особенно актуально, когда у обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций. Сопровождение должно носить непрерывный и комплексный характер:

- организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения;

- психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и адекватность становления его компетенций;

- профилактически-оздоровительное сопровождение предусматривает решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния, включая нормализацию иммунного статуса, что непосредственно снижает риск обострения основного заболевания;

- социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется внедрять такую форму сопровождения, как волонтерское движение среди обучающихся. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и влияет на развитие общекультурного уровня у остальных обучающихся, формирует гражданскую, правовую и профессиональную позицию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Целесообразным является систематическая работа с кадрами по их ознакомлению с особыми образовательными потребностями обучающихся в данной образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях создания толерантной среды.

Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в конкурсах профессионального мастерства. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности обучающихся, создают оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышения уровня профессионального мастерства, необходимого для дальнейшего трудоустройства выпускника.




Дата последнего обновления: 18.07.2017 15:21

Правовая информация

архив новостей

« Август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
2017 2016 2015  
Что делать, если в отношении осужденного предпринимаются мошеннические действия?
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

важная информация

Twitter